XIII Бело­рус­ский меж­ду­на­род­ный медиа­фо­рум ”Парт­нер­ство во имя буду­ще­го: циф­ро­вая повест­ка для медиа­про­стран­ства«
Минск, 13.09.2018 — Мастер класс для сту­ден­тов и поли­то­ло­гов

  • Тех­но­ло­гии Гибрид­ной вой­ны и соци­аль­ные медиа

Про­фес­сор, док­тор поли­ти­че­ских наук, Руко­во­ди­тель Ассо­ци­а­ции «Инфор­ма­ци­он­ный Спец­наз» ПАНАРИН ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ


Гибридная война – что это такое?

  • Гибрид­ная вой­на – сово­куп­ность мето­дов воен­но-сило­во­го, поли­ти­ко-дипло­ма­ти­че­ско­го, финан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го, инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го и инфор­ма­ци­он­но-тех­ни­че­ско­го дав­ле­ния, а так­же тех­но­ло­гий цвет­ных рево­лю­ций, тер­ро­риз­ма и экс­тре­миз­ма, меро­при­я­тий спец­служб, фор­ми­ро­ва­ний сил спе­ци­аль­но­го назна­че­ния, сил спе­ци­аль­ных опе­ра­ций и струк­тур пуб­лич­ной дипло­ма­тии, осу­ществ­ля­е­мых по еди­но­му пла­ну орга­на­ми управ­ле­ния госу­дар­ства, воен­но-поли­ти­че­ско­го бло­ка или ТНК.
  • Цели гибрид­ной вой­ны пол­ная или частич­ная дез­ин­те­гра­ция госу­дар­ства, каче­ствен­ное изме­не­ние его внут­ри — или внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кур­са, заме­на госу­дар­ствен­но­го руко­вод­ства на лояль­ные режи­мы, уста­нов­ле­ние над стра­ной внеш­не­го идео­ло­ги­че­ско­го и финан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го кон­тро­ля, ее хао­ти­за­ция и под­чи­не­ние дик­та­ту со сто­ро­ны дру­гих госу­дарств или ТНК.

Терминология и Доктрины Информационной войны

  • А.Даллес (ЦРУ) - 1967 – пер­вое упо­ми­на­ние «инфор­ма­ци­он­ная вой­на»
  • Томас Рона – 1976, Шень Вэй Гуан (Китай) – 1985
  • Пер­вый доку­мент - Дирек­ти­ва МО США Т 3600.1 от 21.12. 1992 — «Инфор­ма­ци­он­ная вой­на».
  • Раз­ви­тие — Док­три­на   инфор­ма­ци­он­ных опе­ра­ций КНШ ВС США 1998, вво­дит­ся поня­тие обо­ро­ни­тель­ных и насту­па­тель­ных инфор­ма­ци­он­ных опе­ра­ций (2006 обнов­ле­ние – опе­ра­ции в Интер­не­те)
  • Пер­вая меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Инфор­ма­ци­он­ная вой­на» — 1998, (Линц, Австрия – участ­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли 43 стран)
  • Кон­цеп­ция Стра­те­ги­че­ских Ком­му­ни­ка­ций США – 2010. Ком­плекс     меро­при­я­тий по целе­на­прав­лен­но­му ком­му­ни­ка­ци­он­но­му воз­дей­ствию на целе­вую ауди­то­рию дру­гих стран (как враж­деб­ных, так союз­ных и ней­траль­ных).
  • Рос­сия
  • 2000 – Док­три­на инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти Рос­сии (ФАПСИ-1997)
  • 2016 – Док­три­на инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти Рос­сии (новая редак­ция)

Терминология и Доктрины Гибридной войны

  • Гене­рал-май­ор Алек­сандр Све­чин
  • гене­рал-лей­те­нант Андрей Сне­са­рев
  • пол­ков­ник рус­ско­го Ген­шта­ба Евге­ний Мес­снер — в эми­гра­ции
  • Мар­шал СССР Огар­ков — опе­ра­ция ДУНАЙ (август 1968 — Чехо­сло­ва­кия)
  • 2005 год - Тер­мин «гибрид­ная вой­на» появил­ся в аме­ри­кан­ской воен­ной лите­ра­ту­ре более 10 лет назад. В США в 2005 г., аме­ри­кан­ский гене­рал Джеймс Мэт­тис, ныне гла­ва Пен­та­го­на (про­зви­ще «Беше­ный Пес»), и пол­ков­ник Фрэнк Хофф­ман опуб­ли­ко­ва­ли зна­ко­вую ста­тью “Буду­щее веде­ние вой­ны: вос­ход гибрид­ных войн”, в кото­рой они доба­ви­ли к воен­ной док­трине 90-х годов гене­ра­ла Чар­лза Кру­ла­ка о трех бло­ках вой­ны чет­вер­тый блок. Три бло­ка Кру­ла­ка — это непо­сред­ствен­ное веде­ние бое­вых дей­ствий, миро­твор­че­ские дей­ствия по раз­во­ду про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон и ока­за­ние гума­ни­тар­ной помо­щи. Чет­вер­тый, новый блок Мэт­ти­са и Хофф­ма­на — пси­хо­ло­ги­че­ские и инфор­ма­ци­он­ные опе­ра­ции и рабо­та с насе­ле­ни­ем.
  • В 2010 г. в кон­цеп­ции НАТО появил­ся тер­мин «гибрид­ные” угро­зы»
  • В ито­го­вой декла­ра­ции сам­ми­та НАТО, состо­яв­ше­го­ся в Шот­лан­дии в сен­тяб­ре 2014 г., впер­вые на офи­ци­аль­ном уровне было заяв­ле­но о необ­хо­ди­мо­сти гото­вить аль­янс к уча­стию в вой­нах ново­го типа – гибрид­ных вой­нах.
  • А в декаб­ре 2015 г. на сам­ми­те мини­стров ино­стран­ных дел стран НАТО была при­ня­та новая стра­те­гия веде­ния гибрид­ной вой­ны и утвер­жде­на на сам­ми­те НАТО в Вар­ша­ве в июле 2016 г.

Гибридная война (ГВ) против России, СССР и Евразии

  • Мето­до­ло­гия ГВ заро­ди­лась в кон­це XIX в. в Бри­тан­ской импе­рии.   ФЕВРАЛЬСКИЙ гос­пе­ре­во­рот 1917 г., при­вед­ший к свер­же­нию само­дер­жа­вия и кру­ше­нию Рос­сий­ской импе­рии   мож­но счи­тать успеш­ной опе­ра­ци­ей ГВ про­тив Рос­сии, осу­ществ­лен­ной сила­ми запад­но­го масон­ства и МИ-6, с помо­щью кон­со­ли­да­ции трех заго­во­ров – двор­цо­во­го, либе­раль­но­го и гене­ра­лов-пре­да­те­лей.
  • Совре­мен­ная запад­ная стра­те­гия ГВ нача­ла раз­ви­вать­ся в рам­ках Холод­ной вой­ны (1946–1991), раз­вя­зан­ной про­тив СССР по ини­ци­а­ти­ве Чер­чил­ля. Холод­ная вой­на явля­лась ГВ, (санк­ции, идео­ло­ги­че­ские дивер­сии, «аген­ты вли­я­ния» в совет­ской эли­те, втя­ги­ва­ние в гон­ку воору­же­ний и т.п.). В раз­ва­ле СССР клю­че­вую роль сыг­рал Ген­сек ЦК КПСС М.Горбачев, при под­держ­ке трех подель­ни­ков (Яко­влев, Шевар­над­зе, Крав­чук). РЕЙКЬЯВИК 1986 – Капи­ту­ля­ция Гор­ба­че­ва в ответ на дез­ин­фор­ма­цию СОИ Рей­га­на.
  • Стра­те­гия ГВ НАТО про­тив Рос­сии и Евра­зии - наце­ле­на на дез­ин­те­гра­цию, созда­ние хао­са с исполь­зо­ва­ни­ем про­грам­мы «Парт­нер­ство ради мира» (ПРМ). Созда­ние во всех стра­нах СНГ СЕТИ Инфор­ма­ци­он­ных Цен­тров   НАТО, моло­деж­ные шко­лы, под­держ­ка НПО, медиа­фо­ру­мов. Напри­мер, регу­ляр­но про­во­ди­мая с 2002 г. Меж­ду­на­род­ная Моло­деж­ная Шко­ла НАТО в Гелен­джи­ке на базе Кубан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (+Москва, С-Петер­бург, Вели­кий Нов­го­род). Поезд­ки моло­дых лиде­ров в штаб-квар­ти­ру НАТО и т.д. Наи­бо­лее эффек­тив­но стра­те­гия НАТО реа­ли­зо­ва­на на Укра­ине. В 1994 г. Укра­и­на, пер­вой сре­ди стран   СНГ при­со­еди­ни­лась к про­грам­ме ПРМ, а в 1997 г. в Кие­ве открыл­ся пер­вый в В.Европе Центр инфор­ма­ции и доку­мен­та­ции НАТО.

Технологии Гибридной войны

  • 1.Терроризм – 54% (от про­ек­та «ГЛАДИО» до ИГИЛ).
  • 2.Экстремизм – 54%.
  • 3.Дезинформация–76,5%
  • «Белые Кас­ки» -бри­тан­ские дез­ин­фор­ма­то­ры в Сирии
  • 4.Информационно-психологическое дав­ле­ние – 67,5% (Ми-6 =Скри­паль).
  • 5.Военно-политическое дав­ле­ние – 72%.
  • 6.Финансово-экономическое   дав­ле­ние– 67,5% (санк­ции)
  • 7.Хакерские ата­ки –63%.
  • 8.Нарушение функ­ци­о­ни­ро­ва­ния кри­ти­че­ски важ­ной инфраструктуры—40,5%.
  • 9. «Цвет­ные рево­лю­ции» – 72%.
  • ФБ:Навальный-2011 (82% -Болот­ная), Муста­фа Най­ем 2013 -100%
  • 10.Незаконная и неле­галь­ная мигра­ция – 36%.
  • 11.Наркотрафик- – 40,5%.
  • 12.Использование Соци­аль­ных сетей — 63%.

Операция британской разведки МИ-6 «СКРИПАЛЬ»: Информационное оружие опаснее ядерного

  • Вир­ту­аль­ное Отрав­ле­ние С.Скрипаля—инци­дент, про­изо­шед­ший 4 мар­та 2018 г. в г. Сол­с­бе­ри (Вели­ко­бри­та­ния) с пре­да­те­лем и его 33-лет­ней доче­рью Юли­ей, граж­дан­кой Рос­сии, при­е­хав­шей из Моск­вы наве­стить отца.
  • 14 мар­та 2018 г. Тере­за Мэй офи­ци­аль­но обви­ни­ла Рос­сию в попыт­ке убий­ства Скри­па­ля и его доче­ри. Мэй объ­яви­ла, что в ответ на отрав­ле­ние будут при­оста­нов­ле­ны дву­сто­рон­ние кон­так­ты с Рос­си­ей на высо­ком уровне и что из Вели­ко­бри­та­нии будут высла­ны 23 рос­сий­ских дипло­ма­та
  • 15 мар­та лиде­ры США, Вели­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Гер­ма­нии высту­пи­ли с сов­мест­ным заяв­ле­ни­ем, в кото­ром осу­ди­ли отрав­ле­ние Скри­па­ля и его доче­ри и обви­ни­ли Моск­ву в орга­ни­за­ции хими­че­ской ата­ки. В заяв­ле­нии ата­ка была назва­на «пося­га­тель­ством на суве­ре­ни­тет Вели­ко­бри­та­нии» и «явным нару­ше­ни­ем   Кон­вен­ции по хими­че­ско­му ору­жию и меж­ду­на­род­но­го пра­ва».
  • 16 мар­та След­ствен­ный коми­тет Рос­сии воз­бу­дил уго­лов­ное дело по ста­тье 105.2 пункт «е» УК РФ (поку­ше­ние на убий­ство, совер­шен­ном общео­пас­ным спо­со­бом) в свя­зи с фак­том поку­ше­ния на убий­ство граж­дан­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции Юлии Скри­паль
  • 21 мар­та - бри­финг для ино­стран­ных послов по ситу­а­ции со Скри­па­лем – вели­ко­леп­но вел дирек­тор депар­та­мен­та МИД Рос­сии Вла­ди­мир Ерма­ков
  • 3 апре­ля — гла­ва бри­тан­ской лабо­ра­то­рии «Пор­тон-Даун» Г.Эйткенхэд заявил, что не может под­твер­дить, что нерв­но-пара­ли­ти­че­ский газ, кото­рым был отрав­лен С.Скрипаль и его дочь, про­из­ве­ден в Рос­сии. Как он заклю­чил, в лабо­ра­то­рии не опре­де­ли­ли его про­ис­хож­де­ние, но предо­ста­ви­ли науч­ную инфор­ма­цию бри­тан­ско­му пра­ви­тель­ству, кото­рое затем исполь­зо­ва­ло ряд дру­гих источ­ни­ков, что­бы сде­лать выво­ды.
  • 4 апре­ля – гла­ва СВР С.Нарышкин на МСИС-2018 заявил о про­во­ка­ции бри­тан­ских спец­служб (посол 2 апр)
  • 5 сен­тяб­ря - Новый этап Стра­те­ги­че­ской анти­рос­сий­ской бри­тан­ской опе­ра­ции Гибрид­ной вой­ны. Двое рос­си­ян, подо­зре­ва­е­мые в поку­ше­нии на Скри­па­лей, явля­ют­ся сотруд­ни­ка­ми ГРУ. С таким заяв­ле­ни­ем, совер­шен­но без­до­ка­за­тель­но,  высту­пи­ла пре­мьер-министр Вели­ко­бри­та­нии Тере­за Мэй.

Теория Информационного противоборства
(докторская диссертация профессора Игоря Панарина 7 мая 1997 года)

  • Два вида инфор­ма­ци­он­но­го про­ти­во­бор­ства (борь­бы):
  • 1.информационно-техническое
  • 2.информационно-психологическое.
  • При инфор­ма­ци­он­но-тех­ни­че­ском про­ти­во­бор­стве глав­ны­ми объ­ек­та­ми воз­дей­ствия и защи­ты явля­ют­ся инфор­ма­ци­он­но-тех­ни­че­ские систе­мы (систе­мы пере­да­чи дан­ных (СПД), систе­мы защи­ты инфор­ма­ции (СЗИ) и т.д.
  • При инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ском про­ти­во­бор­стве   глав­ны­ми объ­ек­та­ми воз­дей­ствия и защи­ты явля­ют­ся:
  • 1.психика полит­э­ли­ты и насе­ле­ния про­ти­во­сто­я­щих сто­рон;
  • 2.система фор­ми­ро­ва­ния обще­ствен­но­го созна­ния
  • 3.система фор­ми­ро­ва­ния обще­ствен­но­го   мне­ния,
  • 4 Систе­ма при­ня­тия реше­ний.
  • Инфор­ма­ци­он­ное про­ти­во­бор­ство вклю­ча­ет три состав­ные части.
  • Пер­вая — Стра­те­ги­че­ский ана­лиз.
  • Вто­рая — Инфор­ма­ци­он­ное воз­дей­ствие.
  • Тре­тья — Инфор­ма­ци­он­ное про­ти­во­дей­ствие.

Социальные медиа – расклад сил
Тотальное доминирование Запада (данные на 26 августа 2018 года)

  • ФБ 1.Госдеп США – 1 893 811 под­пис­чи­ков             РФ/США — 1 к 6
  • 2.МИД Рос­сии – 371 814
  • 3.МИД Вели­ко­бри­та­нии – 224 723
  • 4.МИД Бела­ру­си – 2 239
  • ТВИТТЕР 1.Госдеп США – 5. 08 млн под­пис­чи­ков РФ/США- 1 к 5
  • 2.МИД Вели­ко­бри­та­нии – 874 тыс.
  • 3.МИД Рос­сии – 1.19 млн.
  • 4.МИД Бела­ру­си – 11,7 тыс.
  • ТВИТТЕР гло­баль­ных СМИ     РФ/США- 1 к 21
  • 1.Си-Эн-Эн (горя­чие ново­сти)– 54,1 млн
  • 2.ВВС – (горя­чие ново­сти)– 38,1 млн
  • 3.RT2,66 млн (на англ)
  • Мино­бо­ро­ны РФ/США — Твит­тер 1 к 32 (174 тыс и 5,7 млн), ФБ – 1 к 7,6

Единственный прорыв России в //www.youtube.com/

  • Мино­бо­ро­ны РФ/США — 2/1
  • США – под­пис­чи­ков 76 тыс
  • Рос­сия – под­пис­чи­ков 130 тыс
  • Чис­ло про­смот­ров РФ/США — 10/1
  • Рос­сия – 140 млн
  • США -14 млн
  • Рос­сия – наи­боль­шие про­смот­ры роли­ков
  • 2015 г- Мас­си­ро­ван­ный удар высо­ко­точ­ным ору­жи­ем по объ­ек­там ИГИЛ в Сирии из аква­то­рии Кас­пий­ско­го моря – 7,1 млн
  • 2015 г. Воз­душ­ные уда­ры по объ­ек­там тер­ро­ри­сти­че­ской груп­пи­ров­ки ИГИЛ – 5,2 млн
  • 2015 г. Мас­си­ро­ван­ный удар само­ле­та­ми Даль­ней авиа­ции по объ­ек­там инфра­струк­ту­ры ИГИЛ в Сирии — 4 млн 2015 — Груп­по­вой пуск кры­ла­тых ракет «Калибр» под­лод­кой «Ростов-на-Дону» по объ­ек­там тер­ро­ри­стов в Сирии   — 3,7 млн

Тотальное Влияние Запада в российских социальных медиа (Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых СМИ за 2017 год).

Топ-8 самых цити­ру­е­мых радио­стан­ций в соц­ме­диа

№ Радио­стан­ция Гиперс­сыл­ки в соц­ме­диа

Радио Сво­бо­да (svoboda.org) — 4 936 252

2 Эхо Моск­вы (echo.msk.ru) — 2 039 733

Голос Аме­ри­ки # Рус­ская служ­ба (golos-ameriki.ru) — 794 769

4 Business FM (bfm.ru) — 328 014

5 Гово­рит Москва (govoritmoskva.ru) — 309 493

6 Ком­мер­сантъ-FM (kommersant.ru/fm) — 219 147

7 Вести FM (radiovesti.ru) — 51 483

8 Радио 1 (radio1.news) — 25 191


Сильное влияние Запада в российских социальных медиа (Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых СМИ за 2017 год)

Топ-8 самых цити­ру­е­мых Интер­нет-ресур­сов в соц­ме­диа

№ Интер­нет-ресурс Гиперс­сыл­ки в соц­ме­диа

Meduza.io (Рига ‚Лат­вия) — 6 975 272

2 Rbc.ru — 5 870 500

3 Lenta.ru — 4 393 217

Life.ru — 3 681 338

5 Gazeta.ru — 3 326 125

Bbc.com/russian (Вели­ко­бри­та­ния)2 998 364

7 Znak.com — 2 653 906

8 Navalny.com — 2 412 732


МЕДУЗА – Ударное информационное орудие НАТО в соцмедиа

  • Созда­но 20 октяб­ря 2014 г. в Риге, через пол­то­ра меся­ца после созда­ния в Риге Цен­тра стра­те­ги­че­ских ком­му­ни­ка­ций НАТО. В рабо­те Цен­тра участ­ву­ют 7 стран НАТО – Эсто­ния, Лат­вия, Гер­ма­ния, Ита­лия, Лит­ва, Поль­ша, Вели­ко­бри­та­ния.
  • ФБ – 334 тыс. под­пис­чи­ков
  • ВК – 557 тыс. под­пис­чи­ков
  • Твит­тер – 1.18 млн
  • По дан­ным «Медиа­ло­гии», по ито­гам 2017 года, МЕДУЗА – самое цити­ру­е­мое интер­нет изда­ние в рос­сий­ских соц­ме­диа. •Гипо­те­за = МЕДУЗА – ана­лог спец­под­раз­де­ле­ния бри­тан­ской раз­вед­ки МИ-6 «Белые Кас­ки», дей­ству­ю­ще­го в Сирии и под­го­то­вив­ше­го­ся несколь­ко инфор­ма­ци­он­ных про­во­ка­ций,   свя­зан­ных с яко­бы при­ме­не­ни­ем хими­че­ско­го ору­жия.

Циф­ро­вая дипло­ма­тия США

  • Циф­ро­вая дипло­ма­тия (Digital Diplomacy) – это исполь­зо­ва­ние Интер­не­та и совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий (ИКТ) для реа­ли­за­ции дипло­ма­ти­че­ских и сопря­жен­ных внеш­не­по­ли­ти­че­ских задач. Так­же обо­зна­ча­ет­ся тер­ми­на­ми «сете­вая дипло­ма­тия» (Net Diplomacy) и «пуб­лич­ная дипло­ма­тия Веб 2.0» (Public Diplomacy Web 2.0.).
  • 1.Циф­ро­вая про­па­ган­да.
    • Преж­де все­го, интер­нет дает воз­мож­ность Госде­пар­та­мен­ту при мини­маль­ных издерж­ках напря­мую дово­дить свою пози­цию до мно­го­мил­ли­он­ной ауди­то­рии за рубе­жом, пре­иму­ще­ствен­но моло­де­жи. Для это­го ведом­ством созда­на обшир­ная сеть рас­счи­тан­ных на внеш­нее потреб­ле­ние сай­тов (инфор­ма­ци­он­ных, язы­ко­вых, дис­кус­си­он­ных) и офи­ци­аль­ных акка­ун­тов в попу­ляр­ных соци­аль­ных медиа (Twitter, Facebook, YouTube, Flickr, Instagram, Tumblr, Pinterest, Google). Под­держ­кой акка­ун­тов в соци­аль­ных медиа в основ­ном зани­ма­ет­ся упо­мя­ну­тый Офис по вопро­сам циф­ро­во­го вза­и­мо­дей­ствия, одна­ко для рабо­ты с целе­вой ауди­то­ри­ей в раз­лич­ных управ­ле­ни­ях Госде­па так­же созда­ют­ся спе­ци­аль­ные рабо­чие груп­пы.
  • 2. Созда­ние спе­ци­аль­но­го ПО и аппа­рат­ных средств.
    • Госде­пар­та­мент опла­тил раз­ра­бот­ку ком­пью­тер­ных про­грамм, поз­во­ля­ю­щих лояль­ным акти­ви­стам обхо­дить огра­ни­че­ния и кон­троль со сто­ро­ны пра­ви­тельств ино­стран­ных госу­дарств на наци­о­наль­ных кана­лах свя­зи.
  • 3. Сти­му­ли­ро­ва­ние про­тестных настро­е­ний с помо­щью соци­аль­ных медиа.
    • Вес­ной 2011 г. в Туни­се и Егип­те с помо­щью интер­не­та и мобиль­ных средств свя­зи груп­пы моло­де­жи были моби­ли­зо­ва­ны на мас­со­вые выступ­ле­ния, а цир­ку­ли­ру­ю­щая в сети инфор­ма­ция послу­жи­ла ката­ли­за­то­ром роста про­тестных настро­е­ний. Соци­аль­ные сети, преж­де все­го, исполь­зо­ва­лись внут­рен­ней оппо­зи­ци­ей для коор­ди­на­ции дея­тель­но­сти и вер­бов­ки сто­рон­ни­ков, одна­ко при этом извест­но, что 70% сооб­ще­ний в Twitter (тви­тов, tweets), отно­ся­щих­ся, напри­мер, к «рево­лю­ции» в Егип­те, раз­ме­ща­лись с IP-адре­сов, нахо­дя­щих­ся за пре­де­ла­ми этой стра­ны. Послед­нее под­твер­жда­ет вер­сию о внеш­нем инфор­ма­ци­он­ном вме­ша­тель­стве в ход «араб­ской вес­ны», тех­ни­че­скую воз­мож­ность кото­ро­го име­ют толь­ко Соеди­нен­ные Шта­ты. В июне 2011 г., высту­пая в Лон­доне, совет­ник Х.Клинтон по инно­ва­ци­ям А.Росс сооб­щил ауди­то­рии, что зна­че­ние интер­не­та в под­ры­ве авто­ри­тар­ных режи­мов на араб­ском Восто­ке было реша­ю­щим.
    • Аме­ри­кан­ские соци­аль­ные сети так­же сыг­ра­ли клю­че­вую роль в под­стре­ка­тель­стве сто­рон­ни­ков оппо­зи­ции к акци­ям граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния в Тур­ции в июне-июле 2013 г. Соглас­но заме­рам турец­кой ком­па­нии eBrandValue, веду­щей мони­то­ринг в наци­о­наль­ном сег­мен­те интер­не­та, соот­но­ше­ние под­пис­чи­ков Twitter, при­зы­вав­ших при­со­еди­нить­ся к мани­фе­стан­там на пло­ща­ди Так­сим в Стам­бу­ле, и тех, кото­рые высту­па­ли в под­держ­ку дей­ству­ю­ще­го пра­ви­тель­ства Р.Эрдогана, соста­ви­ло 68 тыс к 800. Для мани­пу­ли­ро­ва­ния поли­ти­че­ски­ми настро­е­ни­я­ми и авто­ма­ти­че­ско­го тира­жи­ро­ва­ния направ­лен­ной инфор­ма­ции были широ­ко исполь­зо­ва­ны лож­ные акка­ун­ты.
  • 4. Под­го­тов­ка интер­нет-акти­ви­стов
    • Циф­ро­вая дипло­ма­тия, как спо­соб вли­я­ния через интер­нет на насе­ле­ние дру­гих госу­дарств в основ­ном ори­ен­ти­ро­ван на две целе­вые груп­пы – актив­ную моло­дежь и оппо­зи­ци­он­ные слои обще­ства (дис­си­ден­тов, жур­на­ли­стов, пра­во­за­щит­ни­ков и т.д.). В 2008 г. пра­ви­тель­ство США про­ве­ло Первую   кон­фе­рен­цию в Нью-Йор­ке, на кото­рую собра­ло моло­дых бло­ге­ров и поль­зо­ва­те­лей и учре­ди­ло посто­ян­но дей­ству­ю­щую орга­ни­за­цию «Союз моло­деж­ных дви­же­ний» (Alliance for Youth Movements), целью кото­рой заяв­ле­но исполь­зо­ва­ние актив­но­сти моло­де­жи в сети для изме­не­ния соци­аль­но-поли­ти­че­ской ситу­а­ции в зару­беж­ных стра­нах. В 2009 г. состо­я­лась кон­фе­рен­ция Сою­за в Мехи­ко, а в 2010 г. – в Лон­доне и т.д. Осе­нью 2010 г. Госде­пар­та­мент выдви­нул т.н. ини­ци­а­ти­ву Civil Society 2.0. (Граж­дан­ское обще­ство 2.0) по повы­ше­нию эффек­тив­но­сти дея­тель­но­сти НПО и оппо­зи­ци­он­ных групп за рубе­жом с помо­щью новых циф­ро­вых тех­но­ло­гий. В ее рам­ках реа­ли­зу­ет­ся несколь­ко про­грамм, наи­боль­шую извест­ность сре­ди кото­рых полу­чил про­ект TechCamp (Тех­но­ло­ги­че­ские лаге­ря). Управ­ле­ние им осу­ществ­ля­ет Отдел дипло­ма­ти­че­ских инно­ва­ций (Diplomatic Innovation Division) в Офи­се интер­нет-дипло­ма­тии Госде­пар­та­мен­та. По про­грам­ме TechCamp с 2010 г. про­ве­де­ны десят­ки тех­но­ло­ги­че­ских лаге­рей более чем в 30 стра­нах мира. Их участ­ни­ка­ми ста­ли пред­ста­ви­те­ли око­ло 2000 НПО, СМИ и госу­дар­ствен­ных орга­нов из более чем 100 стран. Лагерь – это одно- или двух­днев­ный семи­нар, на кото­рый при­гла­ша­ют­ся от 40 до 200 ино­стран­ных акти­ви­стов (в основ­ном оппо­зи­ци­он­ных) для про­слу­ши­ва­ния кур­са лек­ций запад­ных IT-спе­ци­а­ли­стов спец­служб и реше­ния с их помо­щью сво­их теку­щих про­блем.

Кто про­ти­во­сто­ит «Меду­зе», радио «Сво­бо­да», «Голо­су Аме­ри­ки»

  • RT (рус­ская вер­сия сай­та)
  • ФБ -1 276 тыс. под­пис­чи­ков
  • Твит­тер – 873 тыс. под­пис­чи­ков (на рус­ском)
  • ВК — 1 207 тыс. под­пис­чи­ков
  • РИА НОВОСТИ
  • ФБ -1 646 тыс. под­пис­чи­ков       (ТАСС – 531 тыс., Интер­факс -19)
  • Твит­тер – 2 890 тыс. под­пис­чи­ков (ТАСС – 436 тыс., Интер­факс -542)
  • ВК — 1 207 тыс. под­пис­чи­ков           (ТАСС – 602 тыс., Интер­факс -35)
  • Радио «СПУТНИК»
  • ФБ — 68 тыс. под­пис­чи­ков                                 Голос Аме­ри­ки рус­ская служ­ба 586 тыс.
  • Твит­тер – 4,5 тыс   под­пис­чи­ков                         Голос Аме­ри­ки рус­ская служ­ба 191 тыс.
  • ВК — 49 тыс. под­пис­чи­ков                                                                                   ВК — 19 тыс.
  • НО===ЭХО МОСКВЫ
  • ФБ — 284 тыс. под­пис­чи­ков
  • Твит­тер – 1 250 тыс. под­пис­чи­ков
  • ВК — 130 тыс. под­пис­чи­ков

Опыт Китая: «Золотой щит», он же «Великий китайский файрвол»

  • Про­ект «Золо­той щит» – систе­ма интер­нет-филь­тра­ции, кото­рая бло­ки­ру­ет доступ к запре­щен­ным ком­му­ни­сти­че­ской пар­ти­ей ресур­сам из внеш­не­го интер­не­та. По все­му миру «Золо­той щит» изве­стен так­же как «Вели­кий китай­ский фай­р­вол» (The Great Firewall of China). Цен­зу­ра не рас­про­стра­ня­ет­ся на спе­ци­аль­ные адми­ни­стра­тив­ные рай­о­ны Гон­конг и Макао. Раз­ра­бот­ка про­ек­та была нача­та в 1998 г. (Шень­Вей Гуан), а в 2003 г. он был вве­дён в экс­плу­а­та­цию по всей стране. Про­ект вклю­ча­ет такие под­си­сте­мы, как систе­му управ­ле­ния без­опас­но­стью (治安 管理 信息 系统), систе­му инфор­ми­ро­ва­ния о пра­во­на­ру­ше­ни­ях (刑事 案件 信息 系统), систе­му кон­тро­ля выхо­да и вво­да (出入境 管理 信息 系统), инфор­ма­ци­он­ную систе­му мони­то­рин­га (监管 员 信息 系统), систе­му управ­ле­ния тра­фи­ком (交通 管理 信息 系统).
  • Китай­ская интер­нет-цен­зу­ра не так про­ста, как это кажет­ся на пер­вый взгляд. Ана­лиз филь­тра­ции кон­тен­та в соци­аль­ных сетях пока­зал, что ее цель – не тоталь­ное иско­ре­не­ние какой-либо поли­ти­че­ской или обще­ствен­ной кри­ти­ки, а недо­пу­ще­ние ее пере­рас­та­ния в поли­ти­че­ские выступ­ле­ние или дви­же­ние, в том чис­ле вир­ту­аль­ное. «Золо­той щит» исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие мето­ды филь­тра­ции:
  • Бло­ки­ров­ка IP-адре­сов
  • Филь­тра­ция DNS-запро­сов и их пере­ад­ре­са­ция
  • Бло­ки­ров­ка интер­нет-адре­сов (URL)
  • Филь­тра­ция на эта­пе пере­сыл­ки паке­тов
  • Бло­ки­ров­ка соеди­не­ний, осу­ществ­ля­е­мых через VPN

Список известных сервисов и сайтов, заблокированных в Китае

  • Соци­аль­ные сети
  • Twitter, Facebook, Google+, Google Hangouts, Google Blogspot, WordPress.com, Line, KakaoTalk, TalkBox, неко­то­рые стра­ни­цы Tumblr, FC2, SoundСloud, Hootsuite, Adultfriendfinder, Ustream, Twitpic
  • СМИ и инфор­ма­ци­он­ные сай­ты
  • New York Times, New York Times Chinese, Bloomberg, Bloomberg Businessweek, BBC Chinese, Chosun Chinese, WSJ, WSJ Chinese, Flipboard, Google News, YouTube, Vimeo, Dailymotion, LiveLeak, Break, Crackle, неко­то­рые ста­тьи Wikipedia,Wikipedia, Wikileaks
  • Поис­ко­ви­ки   Google, DuckDuckGo, Baidu Japan, Baidu Brazil, Yahoo Hong Kong, Yahoo Taiwan
  • При­клад­ные сер­ви­сы
  • Microsoft OneDrive, Dropbox, Slideshare, iStockPhoto, Google Drive, Google Docs, Gmail, Google Translate, Google Calendar, Google Groups, Google Keep
  • Про­чие онлайн-сер­ви­сы
  • Flickr, Google Play, Google Picasa, Feedburner, Bit.ly, Archive.org, Pastebin, Change.org, 4Shared, The Pirate Bay, OpenVPN

Цели и задачи Ассоциации «Информационный Спецназ»

  • 1.Ассоциация «Инфор­ма­ци­он­ный Спец­наз» пред­на­зна­че­на для раз­ра­бот­ки меро­при­я­тий и стра­те­гии инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ки в инте­ре­сах реа­ли­за­ции целей     ООН, нала­жи­ва­ния дело­вых кон­так­тов, обме­на инфор­ма­ци­ей, про­ве­де­ния экс­перт­но­го и ситу­а­ци­он­но­го ана­ли­за.
  • Целя­ми ООН, закреп­лен­ны­ми в ее Уста­ве, явля­ют­ся под­дер­жа­ние меж­ду­на­род­но­го мира и без­опас­но­сти, предот­вра­ще­ние и устра­не­ние угро­зы миру и подав­ле­ние актов агрес­сии, ула­жи­ва­ние или раз­ре­ше­ние мир­ны­ми сред­ства­ми меж­ду­на­род­ных спо­ров, раз­ви­тие дру­же­ствен­ных отно­ше­ний меж­ду наци­я­ми на осно­ве ува­же­ния прин­ци­па рав­но­пра­вия и само­опре­де­ле­ния наро­дов; осу­ществ­ле­ние меж­ду­на­род­но­го сотруд­ни­че­ства в эко­но­ми­че­ских, соци­аль­ных, куль­тур­ных и гума­ни­тар­ных обла­стях, поощ­ре­ние и раз­ви­тие ува­же­ния к пра­вам чело­ве­ка и основ­ным сво­бо­дам для всех, без раз­ли­чия расы, пола, язы­ка и рели­гии.
  • Основ­ные зада­чи
  • А). Про­ти­во­дей­ствие исполь­зо­ва­нию инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий для про­па­ган­ды идео­ло­гии тер­ро­риз­ма, •Б). Ней­тра­ли­за­ция инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ствия, направ­лен­но­го на раз­мы­ва­ние тра­ди­ци­он­ных духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей, •С). Повы­ше­ние эффек­тив­но­сти про­фи­лак­ти­ки пра­во­на­ру­ше­ний, совер­ша­е­мых с исполь­зо­ва­ни­ем инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, и про­ти­во­дей­ствия таким пра­во­на­ру­ше­ни­ям,   •Д). Эффек­тив­ное про­ти­во­дей­ствие исполь­зо­ва­нию инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в воен­но-поли­ти­че­ских целях, про­ти­во­ре­ча­щих меж­ду­на­род­но­му пра­ву.

Инфор­ма­ци­он­ная Хар­тия ООН
Про­ект Ассо­ци­а­ции «Инфор­ма­ци­он­ный Спец­наз»

  • Пре­ам­бу­ла
  • При­ни­мая во вни­ма­ние важ­ное зна­че­ние инфор­ма­ци­он­ной про­стран­ства для реа­ли­за­ции целей Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций (далее — ООН), учи­ты­вая резо­лю­цию Гене­раль­ной Ассам­блеи ООН A/RES/65/41 от 8 декаб­ря 2010 г. «Дости­же­ния в сфе­ре инфор­ма­ти­за­ции и ком­му­ни­ка­ций в кон­тек­сте меж­ду­на­род­ной без­опас­но­сти», согла­си­лись о ниже­сле­ду­ю­щем:
  • 1.Целью насто­я­щей Хар­тии явля­ет­ся про­ти­во­дей­ствие исполь­зо­ва­нию инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий для нару­ше­ния меж­ду­на­род­но­го мира и без­опас­но­сти, созда­ние меж­ду­на­род­но­го инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства, для кото­ро­го харак­тер­ны мир, сотруд­ни­че­ство и гар­мо­ния.
  • 2.В каче­стве основ­ных угроз в меж­ду­на­род­ном инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, при­во­дя­щих к нару­ше­нию меж­ду­на­род­но­го мира и без­опас­но­сти, рас­смат­ри­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие:
    • 1) исполь­зо­ва­ние инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и средств для осу­ществ­ле­ния враж­деб­ных дей­ствий и актов агрес­сии, в том чис­ле и с исполь­зо­ва­ни­ем гло­баль­ных СМИ и соци­аль­ных медиа;
    • 2) дей­ствия в меж­ду­на­род­ном инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве с целью под­ры­ва воен­но-поли­ти­че­ской, финан­со­во-эко­но­ми­че­ской и соци­аль­ной систем дру­го­го госу­дар­ства, внеш­нее нега­тив­ное инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ствие на насе­ле­ние, в том чис­ле и с исполь­зо­ва­ни­ем гло­баль­ных СМИ и соци­аль­ных медиа;
    • 3) исполь­зо­ва­ние меж­ду­на­род­но­го инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства госу­дар­ствен­ны­ми и него­су­дар­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми, орга­ни­за­ци­я­ми, груп­па­ми и отдель­ны­ми лица­ми в тер­ро­ри­сти­че­ских и иных пре­ступ­ных целях;
    • 4) транс­гра­нич­ное рас­про­стра­не­ние дез­ин­фор­ма­ции и так назы­ва­е­мой «фей­ко­вой» инфор­ма­ции, про­ти­во­ре­ча­щей прин­ци­пам и нор­мам меж­ду­на­род­но­го пра­ва, а так­же наци­о­наль­ным зако­но­да­тель­ствам госу­дарств;
    • 5) исполь­зо­ва­ние   гло­баль­ных СМИ и соци­аль­ных медиа для рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции, раз­жи­га­ю­щей меж­на­ци­о­наль­ную, меж­ра­со­вую и меж­кон­фес­си­о­наль­ную враж­ду, мате­ри­а­лов, изоб­ра­же­ний или любо­го дру­го­го пред­став­ле­ния идей или тео­рий, кото­рые про­па­ган­ди­ру­ют, спо­соб­ству­ют или под­стре­ка­ют к нена­ви­сти, дис­кри­ми­на­ции или наси­лию про­тив любой лич­но­сти или груп­пы лиц, если в каче­стве пред­ло­га к это­му исполь­зу­ют­ся фак­то­ры, осно­ван­ные на расе, цве­те кожи, наци­о­наль­ном или этни­че­ском про­ис­хож­де­нии, а так­же рели­гии;
    • 6) мани­пу­ли­ро­ва­ние инфор­ма­ци­он­ны­ми пото­ка­ми в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве дру­гих госу­дарств, дез­ин­фор­ма­ция и сокры­тие инфор­ма­ции с целью иска­же­ния пси­хо­ло­ги­че­ской и духов­ной сре­ды обще­ства, эро­зия тра­ди­ци­он­ных куль­тур­ных, духов­но-нрав­ствен­ных, эти­че­ских и эсте­ти­че­ских цен­но­стей.
  • 3.Деятельность каж­до­го госу­дар­ства-участ­ни­ка ООН и гло­баль­ных СМИ в меж­ду­на­род­ном   инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве долж­на осно­вы­вать­ся на пяти базо­вых прин­ци­пах:
    • 1.Диалог циви­ли­за­ций.
    • 2.Дружба наро­дов.
    • 3.Добрые дела.
    • 4.Духовный суве­ре­ни­тет.
    • 5.Достоинтство лич­но­сти и наро­да.
  • 4. Госу­дар­ства-участ­ни­ки ООН раз­ре­ша­ют кон­флик­ты в меж­ду­на­род­ном инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, в первую оче­редь путем пере­го­во­ров, или ины­ми мир­ны­ми сред­ства­ми по сво­е­му выбо­ру таким обра­зом, что­бы не под­вер­гать угро­зе меж­ду­на­род­ный мир и без­опас­ность.
  • 5. В целях про­ти­во­дей­ствия исполь­зо­ва­нию меж­ду­на­род­но­го   инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства в тер­ро­ри­сти­че­ских целях госу­дар­ства-участ­ни­ки ООН:
    • 1) при­ни­ма­ют меры по про­ти­во­дей­ствию исполь­зо­ва­нию меж­ду­на­род­но­го инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства в тер­ро­ри­сти­че­ских целях и при­зна­ют для это­го необ­хо­ди­мость сов­мест­ных реши­тель­ных дей­ствий;
    • 2) будут стре­мить­ся к выра­бот­ке еди­ных под­хо­дов к пре­кра­ще­нию функ­ци­о­ни­ро­ва­ния гло­баль­ных   СМИ и Интер­нет-ресур­сов, содей­ству­ю­щих   тер­ро­ри­сти­че­ской дея­тель­но­сти.
  • 6. Каж­дое госу­дар­ство-участ­ник насто­я­щей Хар­тии   обя­зу­ет­ся не помо­гать, не поощ­рять и про­ти­во­дей­ство­вать акци­ям меж­ду­на­род­но­го инфор­ма­ци­он­но­го тер­ро­риз­ма, в том чис­ле и дез­ин­фор­ма­ци­он­ным кам­па­ни­ям, с исполь­зо­ва­ни­ем гло­баль­ных СМИ и соци­аль­ных медиа.
  • 7. Госу­дар­ства-участ­ни­ки насто­я­щей Хар­тии обя­зу­ют­ся сотруд­ни­чать в обла­сти инци­ден­тов инфор­ма­ци­он­но­го харак­те­ра путем сооб­ще­ния о них и их про­яс­не­ния в спе­ци­аль­ный Центр стра­те­ги­че­ско­го ана­ли­за по борь­бе с инфор­ма­ци­он­ным тер­ро­риз­мом при Сове­те Без­опас­но­сти ООН.
    «Инци­дент инфор­ма­ци­он­но­го харак­те­ра» озна­ча­ет непред­на­ме­рен­ное воз­дей­ствие госу­дар­ства на инфор­ма­ци­он­ную сре­ду обще­ства госу­дар­ства-участ­ни­ка насто­я­щей Хар­тии, кото­рое при­ве­ло к нега­тив­ным послед­стви­ям.